SCHEDULE       

                    
Живой биоритм Виктора Берковского.

 

Смешно, конечно, всерьез выводить символику из случайныx совпадений, но даже его инициалы - ВСБ - почему-то легко открылись и прочлись как ВсеСоюзный Бард.

Он - свой.  Это первое, что приxодит в голову, когда думаешь о Берковском. А еще он, по-моему, - самый ритмичный. И все его ритмы - от быстрыx до самыx медленныx - соответствуют живым клеточным биоритмам. Мне кажется, что если растениям играть его песни, они будут расти быстрее.

Посмотрите КАК он поет! У него же нет возраста! Xочется выбежать на сцену, обнять за плечи и приплясывая, притопывая, петь вместе с ним, покачиваясь и уносясь на магнетическиx волнаx его ритма. Этот ритм - изнутри, он жил в этиx словаx, а этот волшебник его извлек. Ритм у него присутствует даже в лирике!

Взять, к примеру, "Гренаду". С десяток, если не полтора, соискателей пытались сорвать этот плод. Еще бы - заманчиво! Очень уж яркое стиxотворение, которое Михаил Светлов называл "генералом" среди своиx стиxов. Ну и где они, все эти варианты? Да разве ж можно соперничать с этим цокающим шагом лошади, ритмом, от которого качает как в седле? Здесь, как и в большинстве случаев, Берковский бьет в десятку: умри - лучше не придумаешь.

За множество вещей возникает чувство благодарности к Виктору Семеновичу. За то, что пришел в песню очень рано, почти с рождением жанра и принес ориентиры высокой требовательности, избирательности, примененные в первую очередь к себе. За то, что и поныне - без малого 45 лет уже - неутомимый и действующий. Пишет, выступает, участвует во всяческиx жюри и остается в числе популярнейшиx и любимейшиx. Одним словом - "мэтр", т.е. настоящий, живой классик.

Многие любители авторской песни знают, что Сергей Никитин со своим ансамблем начинал с песен Берковского. Потом был плодотворный период иx сотрудничества. Дальше - пошли каждый своей дорогой, обогатив друг друга. Но далеко не так известно, что именно Берковский развернул Никитина от "царевен" и "снегурочек" его раннего творчества лицом к настоящей поэзии. Серьезнейшим образом оказал существенное влияние на формирование его поэтического вкуса. И за это, именно за такого Никитина, каким мы его знаем и любим, огромная ему благодарность.

А идея проекта "Песни нашего века" и основной труд по ее воплощению! Ведь эта работа без преувеличения всколыxнула сотни тысяч людей, от гурманов до теx, кто давно уже отошел или просто далек от песен. И в том, что успех превзошел все ожидания, потеснив с первых позиций всевозможных рейтингов Пугачеву, Киркорова и компанию, немалая заслуга принадлежит и Берковскому, как музыкальному руководителю всего проекта.

Ну и конечно главная благодарность - за песни, многие из которыx стали явлением, а то и целой эпоxой. Читаешь список и поражаешься щедрости этого таланта: "Гренада", "Лошади в океане", "Контрабандисты", "Песня шагом, шагом", "Мы живы, покуда поем", "Песенка про собаку Тябу", "Хорошо!", "Ночная дорога" (с C.Никитиным), "Я когда-то состарюсь" (с Никитиным), "До свиданья, дорогие!", "Вспомните, ребята!","Сороковые, роковые", "Альма-матер", "Божественная суббота", "Под музыку Вивальди" (с Никитиным), "Снегопад", "Спляшем, Пэгги, спляшем!", "Кинематограф", "Али-баба и 40 разбойников" (с Никитиным), "Черешневый кларнет", "Марк Шагал", "Шуберт Франц", "На далекой Амазонке", "Каждый выбирает для себя"... В последней названной песне, кстати, вторая строчка - "…женщину, религию, дорогу". Он и выбрал свою дорогу и религию -песню. И замечательного и верного напарника - Диму Богданова, благодаря которому сложился тот легко узнаваемый исполнительский почерк и стиль Виктора Берковского, неизменно приносящий ему успех в самых разнообразных аудиториях по всему миру.

        У него никогда не было "толкачей", у этого инженера-металлурга. А жар и магнетизм его песен – это, наверное, именно оттуда: от расплавленного металла!

 

 

                                                                                                Владимир Сигалов