РАСПИСАНИЕ КОНЦЕРТОВ

Владимир Капгер

Kapger.jpg (6809 bytes)Капгер Владимир Александрович
О себе сам :

"...Владимир Капгер - замечательный российский бард, прекрасный автор и исполнитель, один из ярчайших представителей городского романса первокруговского призыва. Я знаю Володю более сорока двух лет (я думаю, что и он знает меня не меньше). Могу засвидетельствовать, что это талантливый и отзывчивый человек, творчество которого круто замешано на большом жизненном опыте странника, ваганта, духовидца. Да вы и сами убедитесь в этом, ознакомившись с предлагаемой вашему вниманию сумбурной подборкой песенных текстов. Я думаю, что каждый читатель найдет здесь некие важные слова, обращенные лично к нему, сделает открытия, которые помогут ему в трудную минуту. Итак, на правах его лучшего друга приглашаю вас в путешествие по стране Владимира Капгера...

01.06.1955 - родился в городе-герое Москве.
05.07.1956 - произнес в деревне Пушкино первое слово "Гриб".
12.08.1958 - упал с трехколесного велосипеда и сломал правую ногу.
01.09.1961 - в принудительном порядке приступил к прохождению курса музыкально-скрипичных наук.
01.09.1962 - призван в среднюю школу 112 города Москвы.
05.04.1964 - первый раз в жизни нажрался водки с братом до потери чувств.
30.04.1968 - впервые залез на гору Большая Термокса.
16.06.1969 - написал первую, правда идиотскую, песню.
11.05.1971 - сочинил (вместе с классными корешами) педагогическую поэму "Геркулес"; в тот же день откинулся из музыкальной школы.
Май 1972 - отделался от средней школы, таким образом курс образования был окончательно завершен.
Ноябрь 1973 - декабрь 1975 - защищал Родину-Мать.
По декабрь 1988 - лазил по горам.
Сентябрь 1987 - май 1994 - эпоха "Первого круга".
Февраль 1994 - православный хадж в Индию.
Сентябрь - октябрь 1996 - первое пришествие в Обетованный край, восхождение в святой град Иерусалим.
Январь 1998 - второе пришествие.
13.01.1998 - пока не умер..."

В Капгер. "Рецепт счастья"

Песни Владимира Капгера

 

 - С чего для тебя всё начиналось?
 - В детстве была какая-то тяга к романтической гармонии. Я
 чуствовал музыку и в моменты, когда натыкался на хорошую мелодию, аж до
 слез прошибало. Начал пробовать сочинять под гитарку я довольно-таки рано
 - лет с 10-12. Помню свои первые опусы. Позорные. Ужас! Из ранних песенок
 только одна до сих пор сохранилась. Она скомпанована из мифов нашего
 класса. Это - "Замочила мама в бочке гркулес" - песенка 71-го года, мне
 было тогда 16 лет.Я очень рано начал путешествовать. Сейчас, вспоминая, не
 могу понять, как это могло происходить. Почему родители не замечали, как
 они позволяли?
 Что в это время в школе творилось? Я пропадал неделями в лесах! Не
 увязывается.
 - Ты довольно много знаешь и пишешь о Москве, о её истории.
 - Я коллекционный москвич. Все мои предки жили в Москве, а папа
 даже принимал участие в реконструкции центра. Он после войны возродил
 старинное русское бронзовое литье (когда переделывали улицу Горького и Кузнецкий
 мост). Тогда это было очень нужно, а делать никто не умел. Вся бронза,
 которая сейчас в Елисеевском магазине, в "Подарках" и т.д., - это работа
 моего отца. Папа очень интересный человек. Он родился в 1912 году и успел
 захватить все--все-все. Всю жизнь ему приходилось заниматся выживанием.
 Тем более, что он был сыном полицейского. Мать его была баронессой из
 бывшеньких и делать особо ничего не умела. Поэтому он рано начал работать.
 Папка был очень хорошим человеком, интересным невероятно! Я не могу
 понять, как он все это пережил... Дважды отсидел в тюрьме. Но была
 какая-то хватка - он всегда чуствовал, что нужно делать.
 - Ты хорошо знаешь семейную историю?
 - Я бы не сказал, что хорошо. Я просто интересовался, пытался
 что-то запомнить. Почему-то людям не свойственно интересоватся тем, что
 было. А я как-то любопытствовал всегда. И у меня получилась картина больше
 мифологическая, чем документальная. По воспоминаниям выстроенная, по
 рассказам. Надо было пойти в архив, посмотреть документы. Я пошел, и
 просидел там два месяца - на большее не хватило. Это огромная кропотливая
 работа. Я нашел документы которые касаются фамилии Капгеров вплоть до 1715
 года. Капгеры они из Литвы сами ... С середины 19 века видно кое-что о
 московской династии. Поколений семь приблизительно. Почти сто лет мы
 просидели на Патриарших прудах, не меняя адреса. С 1911 по 1991 - 80 лет
 продержались. Это была огромная семикомнатная квартира Капгеров и
 казалось, что этот космос - мир, который никуда не может уйти. Но началась
 эпопея обменов, выселений. И вот когда я остался из Капгеров один (ещё
 соседи по коммуналке), я уже рассматривал это как проект реконкисты. Как
 испанцы отдали сначала Испанию арабам, а потом 700 лет возвращали себе
 провинцию за провинцией в непрерывных войнах. Я думал так: "У меня
 огромное количество соседей, но я всех пересижу!" Дедушка присмотрел этот
 дом ещё когда его строили. Он даже принимал какое-то долевое участие в
 строительстве дома и занял третий этаж именно для того, чтобы там была
 квартира семьи. У меня возникла романтическая задача всё поставить на
 место. Я подумал, если мне удастся освоить эту квартиру, тогда в мире всё
 станет на свои места. Если хотя бы один человек, как катализатор, выполнит
 свою задачу, то всё будет хорошо. Но у меня не хватило сил. Причем, я даже
 такое заклятие произнец году в 87-м: ежели меня выгонят из квартиры, то от
 этого мира ничего не останется! Переезд был назначен на 21 августа 1991
 года. Случился путч! Пришлось переносить переезд на 3 сентября - машина не
 смогла пройти к Малой Бронной. Может это просто улыбка мироздания, шутка
 надо мной?
 - И часто с тобой такое происходит!
 - Постоянно. Я скажу такую строчку: "Бьется в подземной темнице
 второе столетье царевна Неглинка..." и открывается речка Неглинка наружу.
 Или спою: "Над Остоженкой маячит белокаменная тень и святилище Спасителя
 Христа", - принимается решение воссоздавать Храм Христа Спасителя. Очень
 часто наития происходят. Я, честно говоря, механизма этого не могу
 постигнуть. Я даже не о себе. Думаю, что каждый этим занимается, просто не
 все обращают внимание. Каждый каким-то образом провоцирует события. Ведь
 недаром говорят, что вначале было слово. Этот механизм мудрыми людьми
 прослежен. Только мы, бестолковые, не можем его увидеть, почуствовать до
 конца. Слова на ветер бросать нельзя! Но когда пишешь песню и строчка
 выскакивает, ведь ты о последствиях не задумываешься, правильно? Ты
 хватаешь её как ценное приобретение. Где-то в космосе носилась и вдруг
 попала тебе в голову -оп, как здорово, как красиво! И таким образом
 вытягивается странная цепочка, второй конец которой и сам не знаешь, где
 обнаружишь. Я думаю, здесь логикой ничего не рассчитать. Главное, иметь
 правильный настрой внутри себя. Если он позитивный, все будет нормально,
 все будет хорошо.
 - Много ли у тебя песен о Москве?
 - Штук сорок наберется ... Последнее время с гордостью отмечаю, что
 я единственный человек, который о Москве пишет постоянно и для которого
 эта тема одна из самых важных.Я обьясняю это тем, что сейчас жить в Москве
 трудно. Любить Москву - это проблема. Прекрасный город погряз в болезнях,
 а плохое люди замечают гораздо раньше, чем хорошее. Плохое производит
 очень энергичное воздействие на человека. Поэтому любить Москву в таком
 положении - это моветон. Нужно искать что-то более утонченное, более
 возвышенное. А второй план видеть мало кто способен, для этого нужна
 какая-то энергия, какая-то работа ... Может быть у меня было удачное
 стечение обстоятельств? Я в Москве рос, мне повезло с родителями, с
 друзьями, с местом, где я жил ... Мне почему-то легче увидеть этот второй
 план. Я, сквозь хлам и помойку, вижу прекрасную Москву, образ которой
 обязательно со временем воплотится в реальность. Чем скорее мы все этот
 образ увидим, чем скорее поверим, - тем скорее он воплотится. Я люблю
 старую Москву. Она очень разная. Даже в гнилых местах старой Москвы
 (Сукино болото, Угрежка) живет тайна. Но конечно самое любимое место - то,
 где я жил. Это район Козихи, Патриарших прудов, Спиридоновка ... И я
 уверен совершенно, что это лучшее место в мире! Сейчас московские власти
 взялись за реконструкцию Москвы. Кое-что делается неплохо, но я зубами
 скреплю от того, насколько это все бессистемно и беспланово. Некоторые
 необходимые моменты абсолютно упускаются из виду! Например, я бы предложил
 провести грандиозную программу реконструкции, возрождения, восстановления
 московского двора. Центром московской жизни был московский дворик - об
 этом совершенно забыли. А ведь московский двор - это явление в мире
 уникальное!
 - Кого ещё, кроме самого себя, ты мог бы назвать коллекционными москвичами и что это значит?
 - Ещё один - это Вова Бережков. Каждый такой москвич не похож на
 других. Их, может быть, пять или десять во всей Москве. Но и друг на друга
 они не похожи. В коллекции каждая вещь сама по себе. И общатся им трудно
 между собой - у каждого свой образ Москвы. Ещё один коллекционный москвич
 - Александр Дулов. Но это не обязательно барды. Вот, например, Сашка
 Блюмен, мой товарищ - он ювелир. На основе такого загадочного промысла как
 произведения искусства из металла он стал собирать и концентрировать
 московскую энергию вокруг себя. Обычно хранителями энергий городских
 являются представители таинственных специальностей - поэты, архивариусы
 ... А он работает с железяками. Но, конечно для меня главным из этих
 носителей московских настроений был мой папка. Он меня целенаправленно в
 этом духе воспитывал. Мне было десять лет, когда он впервые взял меня за
 руку и сказал: "Ну, пойдем!"И мы пошли. Те картинки, которые я увидел, я
 запомнил на всю жизнь. Он провел меня по Тверской, показал магазины,
 которые он делал. Показал свою бронзовую работу. Потом мы дошли до
 Столешникова переулка и я увидел море человеческих голов. Отец сказал
 такую фразу :"Вся жизнь здесь прошла. Чего здесь только не происходило!" Я
 страшно позавидовал. "Надо же, - думаю, - наверное, действительно много
 было интересного. А у меня вот ничего не было." Дальше мы прошли с ним до
 Лубянки, к сороковому гастроному, и он рассказывал про жизнь во время НЭПа
 в этих местах. Потом, когда я стал уже осваивать Москву, в первый же мой
 выход в 12 лет, я сразу побежал искать эти места. И с дикой радостью их
 открывал! Шел и пытался синтезировать в себе эти настроения: сколько у
 меня здесь было, что я здесь пережил ... Ничего не получалось! Прошли
 годы, и теперь, проходя по этим местам, я с полным основанием могу
 произнести эти слова моего отца. Боже мой, есть что вспомнить в этих
 местах.! Боже мой, как я их люблю! Сколько народу похоронено из тех, с кем
 мы здесь жили, радовались, были счастливы ... А многие живы, но их не
 увидишь, не встретишься с ними ...

 

 Москва, Москва, вселенская столица,
 Твой силуэт в душе моей возник!
 Ты книга судеб и веков, и мостовых твоих страницы
 Вмещают строки всех великих книг!
 Над серой чешуей московских кровель
 Мерцает розовеющая даль,
 Бежит за ворот холодок и возникает над Тверскою
 Дневная благодатная звезда.
 Москва, Москва, живешь воспоминаньем.
 Здесь так легко меняют имена:
 Вот по камням старушки Пресни,мимо площади Восстанья
 Несёт меня "зелёная волна".
 А по бокам троллейбусы, ссутулясь,
 Форсируют поток без берегов -
 Столицы сонная артерия, кольцо садовых улиц, -
 Сегодня, к сожаленью, без садов.
 Москва, Арбат, Собачья площадка ...
 Стекло, бетон царят сегодня здесь.
 Вставные челюсти Москвы, проспект престижа и порядка,
 Собачья ты площадка, так и есть.
 Ведь с тем, что есть - нельзя запанибрата.
 Не переделать - можно лишь убить.
 У москвичей есть в сердце место лишь для старого Арбата,
 Для "Нового" - никак не может быть.
 Российский град, в былом первопристольный,
 Где ж блеск неповторимости твоей?!
 Как, православная столица, не хватает нам сегодня
 Двухсот твоих порушенных церквей!
 Но ничего так просто не изменишь.
 Ломай, что хочешь, - те же все места,
 Все над Остоженкой маячит белокаменною тенью
 Святилище Спасителя Христа!
 В бульварах лето, и за все наградой
 Чудесных фей кружится пестрый рой.
 Как легкомысленные сны легки их странные наряды.
 - Скажите, где вы прятались зимой? ...
 Глядит на площадь грустными глазами
 Отечества единственный Поэт,
 И терпеливо москвичи стоят часами под часами,
 Как будто мест для встречи больше нет!
 Я пролетаю мимо на моторе,
 Рукой махну, а он в ответ кивнет.
 - Привет, дружище, не сердись, прости, спешу, в делах, как в море!
 И он простит, уж он-то все поймет.
 Откроются Никитские ворота,
 Скрипя вослед немазанной петлей,
 Мелькнет знакомое лицо, и не узнаю я кого-то,
 И сумерки повиснут над землёй.
 Качнется день на грани равновесья,
 На город синий вечер упадет,
 Пробив сиянье фонарей, в лиловом небе вспыхнет месяц
 И светом колдовским Москву зальет.
 И на химере дикой Метрополя
 Вдруг встанет ангел, ночь неся в руке,
 Расправит светлых два крыла, шагнет за край старинной кровли,
 Взлетит, не замечаемый никем ...